Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ, ВИДЫ И ПОРЯДОК ТРЕТЕЙСКИХ СУДОВ
1.1 История третейских судов
Такой альтернативный способ разрешения коммерческого спора как обращение в третейский суд, был предусмотрен в одном из первых норма-тивных правовых актов постсоветской России - Законе РСФСР от 04.07.1991 № 1543-1 «Об арбитражном суде» . В статье 7 данного Закона говорилось, что по соглашению сторон возникший или могущий возник-нуть экономический спор, подведомственный арбитражному суду, может быть передан на разрешение в третейский суд. В ней также предусматри-вался механизм принудительного исполнения решения третейского суда, если стороны уклонялись от его добровольного исполнения. В Законе РСФСР от 04.07.1991 «Об арбитражном суде» подчеркивалась возмож-ность передачи на рассмотрение третейского суда спора, вытекающего именно из экономических правоотношений. Однако в постсоветской Рос-сии действовал принятый еще в Советское время Гражданский процессу-альный кодекс РСФСР утвержденный ВС РСФСР 11.06.1964 , Приложе-ние № 3 «Положение о третейском суде», которого предусматривало воз-можность рассмотрение в третейском суде иных гражданских споров меж-ду гражданами. В данном приложении было подчеркнуто, что граждане могут передать любой возникший между ними спор на рассмотрение тре-тейского суда. Однако были и ограничения. Так, споры между гражданами вытекающие из трудовых и семейных правоотношений не могли переда-ваться на рассмотрение в третейский суд. Если стороны спора принимали решение о передачи дела в третейский суд, то они должны были заключить об этом письменный договор. В соответствии с Приложением № 3 Граж-данского процессуального кодекса РСФСР третейские суды по рассмотре-нию споров между гражданами носили временный характер или как при-нято именовать их в настоящее время - суды ad hoc. Судейский состав из-бирался сторонами в равном количестве каждой из сторон, но спор мог рассмотреть третейский судья и единолично. В данном нормативном пра-вовом акте впервые предъявляются дополнительные требования к канди-датуре судьи, помимо его правосубъектности. Так, третейский судья не должен быть лишен по приговору суда права занимать должности в орга-нах суда и прокуратуры или заниматься адвокатской деятельностью, а также не должен был привлекаться к уголовной ответственности. При рас-смотрении спора в третейском суде замена судей до окончания процесса не допускалась. В тех случаях, когда третейский судья не мог продолжать разрешение спора по причине смерти или тяжелой болезни и иной при-чине, стороны руководствовались своим соглашением, в котором должны были предусмотреть один из двух вариантов:
1) разрешить спор в оставшемся количестве судей или
2) выбрать еще одного судью.
Важной особенностью было то, что разбирательство в таком третей-ском суде было бесплатным. Граждане, заключившие договор о передаче спора на рассмотрение в третейский суд не могли отказаться передать воз-никший между ними спор в третейский суд до истечения срока своего до-говора. Третейский суд был не связан нормами судопроизводства, кото-рые содержались в Гражданском процессуальном кодексе РСФСР, однако он не мог разрешить спор, не выслушав мнения сторон. Решение третей-ского суда облекалось в письменную форму, и в нем обязательно указыва-лись мотивы, по которым суд вынес свое решение. Предусматривалась возможность изложить третейским судьей особого мнения, суть которого излагалась в решении. Существовал механизм принудительного исполне-ния решения третейского суда посредствам суда государственного. Вся документация после разрешения спора третейским судом передавалась в районный или городской суд по месту разрешения спора.
Следующим шагом в развитии третейских судов в современной Рос-сии стало принятие Постановления ВС РФ от 24.06.1992 № 3115-1 «Об утверждении Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров» . По мнению профессора М.К. Треушникова, вы-ражалось принципиально новое регулирование в разрешении третейскими судами экономических споров. Статья 2 Постановления ВС РФ от 24.06.1992 «Об утверждении Временного положения о третейском суде для разрешения экономических споров» предусматривала, что в Россий-ской Федерации могли создаваться постоянно действующие третейские су-ды и третейские суды для разрешения конкретного спора, последние со-здавались самими сторонами спорного правоотношения. Постоянно дей-ствующие третейские суды могли создаваться торговыми палатами, бир-жами, предприятиями, учреждениями, а также иными объединениями, ко-торые должны были проинформировать об этом создании арбитражный суд субъекта, в котором создавался данный третейский суд. Организация, создавшая третейский суд должна была принять положение, которое бы регулировало деятельность третейского суда и поведение сторон спора, переданного на рассмотрение в третейский суд. Впервые соглашение о рассмотрении спора третейским судом могло было быть создано как в ви-де отдельного письменного документа, так и включено в текс какого-либо договора. Число третейских судей должно было быть обязательно нечет-ным. В случае если одна сторона спора уклонялись от выбора третейских судей, то другая сторона могла передать дело на рассмотрение в соответ-ствующий арбитражный суд субъекта. Третейский суд в первую очередь должен был решить вопрос о наличии и действительности соглашения о передачи спора на рассмотрение в третейский суд, если он приходил к вы-воду, что соглашение отсутствовало или было недействительным, то спор мог быть передан на рассмотрение в соответствующий арбитражный суд субъекта. Впервые в третейском разбирательстве провозглашался принцип равенства, на котором строилось разрешение спора. Стороны третейского соглашения могли самостоятельно выбрать место разрешения спора и язык, на котором шло третейское разбирательство, по общему же правилу местом разрешения спора признавалось место нахождения третейского су-да. Процесс в третейском суде начинался по письменному заявлению од-ной из сторон (истца), эта же сторона должна была направить копию свое-го заявления другой стороне (ответчику).
Третейский суд самостоятельно выбирал порядок разрешения спора, которых было два:
1) с вызовом сторон спора;
2) без вызова сторон, то есть разрешить спор по предоставленным сторонами документам.
Третейский суд по своей инициативе мог назначить экспертизу для разъяснения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, искусства, техники или ремесла. Впервые в третейском разбирательстве появляется такое понятие как «расходы, связанные с рассмотрением дела». В их состав включались: гонорар третейских судей, рассмотревших спор; третейский сбор; вознаграждение переводчика, если его услуги использо-вались в процессе; затраты на проведения экспертизы, если она назнача-лась; расходы связанные с проездом судей к месту разрешения спора и прочие. Распределение расходов производилось по соглашению сторон, а если оно отсутствовало, то по решению третейского суда. При разрешении спора третейский суд руководствовался законодательством Российской Федерации, международными договорами, которые ратифицировала Рос-сийская Федерация, законодательством субъектов Российской Федерации, договорами заключенными сторонами спора, торговыми обычаями, тре-тейский суд даже мог прибегать к аналогии закона и аналогии права.
Анализируя нормы Постановления ВС РФ от 24.06.1992 «Об утвер-ждении Временного положения о третейском суде для разрешения эконо-мических споров» становится очевидным, что данный законодательный акт являлся на время своего принятия весьма прогрессивным. Отдельные положения данного Постановления выступили постулатами третейского разбирательства, которые сохраняются и в настоящее время.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. 2020. 04 июля.
2. Постановление Конституционного Суда РФ № 10-П от 26.05.2011 г. «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Феде-рального закона «О третейских судах в Российской Федерации», статьи 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижи-мое имущество и сделок с ним», пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федераль-ного закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в связи с запросом Выс-шего Арбитражного Суда Российской Федерации» // Собрание Законода-тельства Российской Федерации. 2011. № 23. Ст. 3356.
3. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1–ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» // Со-брание законодательства РФ. 1997. № 1. С.1.
4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законода-тельства РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 №51 – ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – №32. – Ст. 3301
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 14.04.2023) // Собрание законода-тельства РФ. – 2002. – № 46. – С.4532.
7. Федеральный закон от 29.12.2015 № 382-Ф3 «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» // «Собрание за-конодательства РФ». 04.01.2016. № 1 (часть I). С. 2.
8. Закон РСФСР от 04.07.1991 № 1543-1 «Об арбитражном суде» // «Ведомости СНД и ВС РСФСР». 01.08.1991. № 30. С. 1013.
9. Гражданский процессуальный кодекс РСФСР утвержденный ВС РСФСР 11.06.1964 // «Ведомости ВС РСФСР». 1964. № 24. С. 407.
10. Постановление ВС РФ от 24.06.1992 № 3115-1 «Об утвержде-нии Временного положения о третейском суде для разрешения экономиче-ских споров» // «Российская газета». № 170. 29.08.1992.
11. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федера-ции от 10 декабря 2019 г. № 53 «О выполнении судами Российской Феде-рации функций содействия и контроля в отношении третейского разбира-тельства, международного коммерческого арбитража» // Рос. газ. 2019. 25 дек.
Литература
12. Арбитражный процесс: Учебник / Н.В. Алексеева, А.В. Аргу-нов, А.А. Арифулин и др./ Под ред. С В. Никитина. М.: РГУП, 2017. 379 с.
13. Бондаренко В. Е. Полномочия государственных судов при ре-ализации функций содействия арбитражу // Правовая культура. 2017. № 2(29). С. 72.
14. Гимазов Р.Н. Процессуальные аспекты взаимодействия арбит-ражных и третейских судов: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. 32 с.
15. Зайцев А. И. Предпосылки и субъекты оспаривания решения третейского суда // Гражданское право, гражданское и административное судопроизводство: актуальные вопросы теории и практики. : материалы II Всерос. науч.-прак. конф. Хабаровск. 2017. С. 112.
16. Кунусова А.Р. Порядок и основания оспаривания решений тре-тейских судов // В сборнике: Российское общество и государство на совре-менном этапе. Сборник научных трудов. ФКОУ ВО «Владимирский юри-дический институт Федеральной службы исполнения наказаний». Влади-мир, 2021. С. 138-141.
17. Курочкин С.А. Третейское разбирательство гражданских дел в Российской Федерации: теория и практика. М.: Волтерс Клувер, 2010. 271с.
18. Петрунева А.Н . Принудительное исполнение решения третей-ского суда как «публичный» элемент процессуальной формы арбитража // Право . Журнал Высшей школы экономики. 2021. № 5. С.77-98.
19. Пронина М.П. Презумпции в современном российском праве: автореф . дис . . . . к . ю . н . Нижний Новгород, 2010. 29 с.
20. Собченко Д.С. Теоретические вопросы рассмотрения дел об оспаривании решений третейских судов // Инновации. Наука. Образова-ние. 2021. № 42. С. 350-355.
21. Судебная система России: Учеб. пособие. М., 2000. 336 с.
22. Треушников М.К. Арбитражный процесс. М., 2005. 784 с.
23. Федорина Г.В. Виды третейского судопроизводства в Россий-ской Федерации // В сборнике: Серия «Актуальные вопросы нормативно-правового регулирования государственной и муниципальной деятельно-сти». По материалам симпозиума. Ростов-на-Дону, 2021. С. 199-207.
24. Шулаков A. A. Публичный порядок в международном частном праве и проблемы применения сверхимперативных и императивных норм // Lex Russica (Русский закон). 2018. № 4(137). С. 81.